Юрист назвал недостатки постановления о запрете большегрузам ездить по дорогам местного значения
Кабинет Министров Украины еще в начале ноября 2015 года внес изменения в Правила дорожного движения, согласно которым запрещается движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств с нагрузкой на ось более 7 тонн, или фактической массой более 24 тонн.
Согласно постановлению КМУ от 21.10.2015 года № 869 также предполагается в случае перевозки делимых грузов по автомобильным дорогам запретить движение транспортных средств и их составов с нагрузкой на одиночную ось более 11 тонн, на сдвоенные оси — более 16 тонн, на строенные оси — более 22 тон, или фактической массой более 40 тонн.
Это постановление хоть и не стало шокирующей новостью для общественности, но вызвало шквал обсуждений, ведь грузоперевозки автотранспортом по объемам уступают лишь железной дороге. Так, по данным Госслужбы статистики, в 2014 году предприятия автотранспорта перевезли 178,4 млн тонн грузов (в 2014 году по железной дороге было перевезено 387 млн тонн грузов). «Масла в огонь» подливают и огромные суммы на восстановление отечественных дорог — по подсчетам Мининфраструктуры, восстановление украинских дорог и приведение их к качественному уровню требуют от 50 до 100 млрд грн. ежегодно в течение 10—20 лет.
Партнер и адвокат АО IMG Partners Николай Струц рассказал журналу «Транспорт», как решение повлияет на динамку грузоперевозок в Украине.
Справка. Постановлением КМУ от 21.10.2015 года № 869 «О внесении изменений в пункт 22.5 Правил дорожного движения» (Постановление) внесены изменения в ПДД, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.
Пункт 22.5 ПДД дополнен абзацами:
«Движение транспортных средств и их составов с нагрузкой на одиночную ось более 11 тонн, сдвоенные оси — более 16 тонн, строенные оси — более 22 тонн, или фактической массой более 40 тонн (для контейнеровозов — нагрузка на одиночную ось — более 11 тонн, сдвоенные оси — более 18 тонн, строенные оси — более 24 тонн, или фактической массой более 44 тонн, а на установленных Укравтодором и Госавтоинспекцией для них маршрутах — более 46 тонн) (далее — ТС 40) в случае перевозки делящихся грузов по автомобильным дорогам запрещается.
Запрещается движение транспортных средств с нагрузкой на ось более 7 тонн, или фактической массой более 24 тонн (далее — ТС 24) по автомобильным дорогам общего пользования местного значения».
То есть, Постановлением запрещено движение: ТС 40, которые перевозят делящийся груз, по любым автомобильным дорогам на территории Украины; ТС 24 — только по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Н. Струц напомнил, что протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 149,3 тыс. км, а государственного — лишь 51,73 тыс. км, то есть протяженность дорог местного значения составляет более 74% протяженности всех дорог общего пользования.
«Укравтодор по заказу Мининфраструктуры уже даже разработал карту автомобильных дорог, на которой изображены все автомобильные дороги общего пользования государственного значения, по которым могут передвигаться грузовики фактической массой до 40 тонн. Очевидно, что Постановлением вводятся кардинальные изменения, которые будут достаточно ощутимыми в сфере грузовых автоперевозок», — разъяснил юрист.
Он также подтверждает, что принятие Постановления вызвано необходимостью защиты автомобильных дорог от их преждевременного разрушения. Так, движение ТС весом более 40 тонн приводит к уменьшению межремонтных сроков с расчетных 12—18 лет до 6—10 лет.
«При таком движении сокращается срок службы мостовых сооружений с расчетных 100 лет до 30—40 лет, увеличивается ежегодный объем нанесенного ущерба автомобильным дорогам до 30 млрд грн. в год», — отмечает Н. Струц.
Вместе с тем, несмотря на обоснование необходимости принятия Постановления, изменения в ПДД могут привести к неоднозначным последствиям. С одной стороны, внесение изменений в ПДД будет способствовать сохранению дорог, а с другой — может создать неоправданные расходы как для перевозчиков, так и для предприятий, которые пользуются их услугами, в результате чего может уменьшиться количество грузовых перевозок.
«Особенность автоперевозок заключается в том, что это наиболее универсальный и удобный способ перевозки груза на небольшие расстояния. Очень мало альтернативных видов транспорта, которыми можно заменить грузовик на небольших дистанциях. Учитывая большое количество дорог общего пользования местного значения, владельцам ТС с фактической массой более 24 тонн придется или перевозить меньшее количество груза, что создаст дополнительные затраты, или перевозить груз путями, которые изображены на „Карте дорог“, а затем в спецпунктах перегружать его в меньшие автомобили для доставки к заказчикам или покупателям», — отметил Н. Струц.
Вдобавок компаниям, осуществляющим грузоперевозки с использованием автомобилей для магистральных перевозок (например, Renault Т 440), придется заменить свои транспортные средства.
«Это объясняется тем, что невыгодно перевозить грузы весом менее 24 т на грузовиках с разрешенной максимальной массой автопоезда 40—60 тонн», — называет юрист еще одно затруднение.
В конечном итоге, по данным Н. Струца, министр инфраструктуры А. Пивоварский отмечает, что как альтернатива предлагается создание более качественной логистики «Укразалізниці» и улучшение сети перевозок речным транспортом.
«По нашему мнению, указанная позиция А. Пивоварского не сможет в полной мере решить проблему. Так, далеко не каждое предприятие имеет в своем распоряжении железную дорогу (или хотя бы ту, которая находится рядом). Если говорить о судоходных реках, то их использование недостаточно удобное для осуществления перевозок на небольшие дистанции», — сообщил адвокат АО IMG Partners.
В обход законодательства?
Отвечая на вопрос, сможет ли правительство контролировать весь грузопоток автотранспорта относительно нарушения норм Постановления, Н. Струц отмечает, что Постановление принято недавно, а потому «реальные» способы контроля за соблюдением норм ПДД еще не созданы.
«С целью выявления нарушений норм ПДД необходимо проводить габаритно-весовой контроль. Указанный контроль должен осуществляться в соответствии с Порядком осуществления габаритно-весового контроля и взимания платы за проезд по автодорогам общего пользования ТС и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают допустимые (далее — Порядок контроля). Однако габаритно-весовой контроль проводится только по тяжеловесным и/или крупногабаритным ТС. Так, крупногабаритными ТС считаются только ТС 40, однако не ТС 24. Таким образом, габаритно-весовой контроль (в соответствии с Порядком контроля) никоим образом не может осуществляться по ТС 24. Для проведения весового контроля ТС 24 необходимо либо вносить соответствующие изменения в Порядок контроля, либо создавать нормативно-правовой акт, регулирующий данный вопрос», — констатировал Н. Струц.
Более того, весовые комплексы, которые пока есть, функционируют вопреки действующему законодательству, учитывая тот факт, что 28.02.2014 года утратил силу Технологический регламент осуществления габаритно весового контроля, утвержденный приказом Укравтодора, МВД от 7.05.2008 года № 219/198.
Также Мининфраструктуры до сих пор не утвердило требования к обустройству и техническому оснащению пунктов габаритно-весового контроля, а Минэкономразвития не утвердило методику проведения габаритно-весового контроля, которой должна руководствоваться Укртрансинспекция. «Несмотря на такую ситуацию в скором времени планируется создание эффективной системы контроля за соблюдением норм ПДД», — сообщил юрист.
Напомним, что директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Р. Хмиль отметил, что скоро начнут действовать жесткие правила для эффективного контроля. Сейчас идет процесс закупки 100 мобильных весовых комплексов.
Примечание. По словам Р. Хмиля, Всемирный банк готов предоставить средства для оборудования в Украине автоматических комплексов габаритно-весового контроля транспорта на дорогах Украины. На проект в целом необходимо около $20 млн начальных инвестиций.
«Также на официальном сайте Мининфраструктуры обнародована дорожная карта развития дорожной отрасли на 2015—2017 гг. (Карта развития). Согласно ей в 2016 г. планируется создание Укртрансбезопасности, которая будет осуществлять габаритно-весовой контроль на дорогах общего пользования, обеспечив общественный контроль, видеотрансляцию в сети Интернет процесса контрольного взвешивания и общения инспектора с водителем. Т.о., на сегодняшний день об эффективном осуществлении контроля за соблюдением норм ПДД говорить нельзя. Однако, учитывая политику Мининфраструктуры относительно сохранения качества автомобильных дорог, можно спрогнозировать, что в будущем такой контроль будет осуществляться должным образом», — утверждает Н. Струц.
Источник: "Транспорт"